Как правильно замерить плотность электролита в АКБ?

Если автомобиль оборудован источником питания сервисного типа со съемными штекерами, водитель может в любое время проверить плотность электролита в аккумуляторе. Периодические измерения позволяют проверять эффективность работы батареи и поддерживать ее в хорошем рабочем состоянии. Целью данной публикации является описание процедуры измерения и методов корректировки плотности.

Как измерить удельный вес электролита в батарее?

Условия проведения замеров

Показателем «здоровья» свинцово-кислотных батарей является плотность электролита, измеряемая в граммах на кубический сантиметр (г/см3). Последний представляет собой раствор обессоленной (дистиллированной) воды с концентрированной серной кислотой. Этот параметр уменьшается, когда источник питания отдает энергию в бортовую сеть автомобиля, и увеличивается в процессе зарядки и рекуперации энергии.

Благодаря описанному свойству электролитной жидкости можно контролировать техническое состояние обслуживаемой батареи. Если плотность раствора в одной из секций (в просторечии называемых банками) остается низкой, несмотря на непрерывную зарядку, возникает вопрос о пригодности батареи к использованию и необходимости ее замены. Превышение нормы свидетельствует об испарении воды из электролита вследствие непрерывного кипения — жидкость становится более плотной.

Справка. При кипении электролита испаряется только вода, серная кислота остается в растворе, но ее концентрация увеличивается. Водяной пар выходит через специальный клапан.

Плотность измеряется при определенных условиях:

  • температура электролитической жидкости составляет 20-22 °C;
  • блок питания должен быть полностью заряжен;
  • температура окружающей среды составляет 20-25°C.

При вышеуказанных условиях нормальное значение для всех хороших аккумуляторных банок составит 1,27-1,29 г/см3, минимально допустимое значение — 1,25 г/см3. Если вы не соблюдаете эти требования и измеряете плотность электролита при более низкой температуре или на разряженной батарее, результаты не будут отражать истинную картину. Полученные значения будут заметно ниже нормальных.

Подготовка к проверке

Для получения наиболее точных результатов измерений необходимо выполнить несколько подготовительных шагов:

  1. Очистите поверхность корпуса, на которой расположены заглушки, от пыли и грязи. Это необходимо для того, чтобы избежать попадания грязи внутрь при откручивании гаек.
  2. Зарядите аккумулятор до максимальной емкости.
  3. В холодную погоду снимите аккумулятор с автомобиля, перенесите его в теплое место и дайте корпусу нагреться до комнатной температуры.
  4. Перед зарядкой выньте пробки и убедитесь, что пластины каждой секции полностью погружены в раствор кислоты. При необходимости долейте дистиллированную воду и перезарядите.
Читайте также:  Кипение электролита при зарядке АКБ – нормально или нет?

Как измерить удельный вес электролита в батарее?

Оптимальный уровень электролита над пластинами составляет 15 мм, минимальный — 1 см. Это легко проверить: опустите тонкую стеклянную трубку в лунку, накройте другой конец пальцем и вытащите ее. Высота столба жидкости в трубке будет указывать на фактический уровень над банками.

Для измерения плотности вам понадобится специальный прибор — ареометр. Это стеклянная колба с колбой для всасывания жидкости, внутри которой помещен прозрачный поплавок с цифровой шкалой. Это не очень сложное устройство работает по закону Архимеда — чем гуще раствор, тем сильнее он толкает погруженное тело.

Предупреждение. Некоторые необслуживаемые блоки питания оснащены пластиковым смотровым стеклом для контроля состояния жидкости. Осторожно сняв эту деталь, вы получите доступ по крайней мере к одной секции батареи.

Перед измерением поместите источник питания на ровную поверхность или закрепите его на оригинальном кронштейне автомобиля. Снимите все крышки — поскольку секции разделены глухими стенами и не сообщаются друг с другом, измерения должны проводиться в каждом колодце отдельно. Шкала ареометра поможет правильно проверить плотность раствора кислоты — большинство производителей наносят на нее минимальную и максимальную отметки.

Как правильно измерять?

Процесс измерения прост и выполняется в следующем порядке:

  1. Опустите наконечник в первую открытую лунку, сожмите резиновую колбу и втяните электролит в колбу.
  2. Держа ареометр вертикально и не вынимая его из лунки, убедитесь, что поплавок не касается стенок колбы.
  3. Запишите показания и выдавите раствор кислоты обратно в батарею.
  4. Повторите с оставшимися банками.

Как измерить удельный вес электролита в аккумуляторе?

Совет. Держите под рукой тряпку, чтобы вытереть электролит с наконечника после извлечения его из очередной лунки. Надевайте резиновые перчатки — жидкость едкая и может разъедать кожу при контакте.

При измерении плотности электролита батареи записывайте показания для каждой секции. Осторожно положите ареометр на ткань, чтобы руки были свободны. По окончании измерения тщательно промойте стеклянную посуду проточной водой и приступайте к анализу результатов.

Читайте также:  Как самостоятельно поменять лампу габаритных огней?

Показатель выше нормы

Если в одной или нескольких банках концентрация электролита выше нормы, это хороший повод проверить правильность работы регулятора напряжения и генератора. Что происходит в аккумуляторе: Концентрация кислоты в растворе увеличивается из-за отсутствия воды, которая испаряется в результате кипения. Это означает, что произошел так называемый перезаряд — напряжение на клеммах аккумулятора слишком высокое.

Восстановить необходимую плотность электролита довольно просто — добавьте дистиллированную воду в соответствующие секции в соответствии с инструкциями:

  1. Измерьте уровень электролита в банке. Если она недостаточна, долейте достаточное количество воды и повторите измерение плотности.
  2. Если уровень жидкости в норме, не доливайте дистиллированную воду. Используя ареометрическую колбу, извлеките часть раствора и перелейте в стеклянный закрытый сосуд.
  3. Добавляя порциями чистую воду и электролит, добиваются оптимальной концентрации кислоты в растворе 1,27 г/см3 .

После восстановления нормальной плотности всех банок рекомендуется зарядить аккумулятор малым током до 3 ампер.

Пониженная плотность раствора

Если ареометрический тест показывает низкую концентрацию кислоты в одной секции, батарея нуждается в контроле. Вероятно, между пластинами произошло короткое замыкание, и срок службы источника питания подошел к концу. Второй вариант — сульфатация пластин, вызванная глубоким разрядом или слишком низким напряжением зарядки в автомобиле.

Существует три проверенных метода повышения плотности электролитной жидкости

  • путем испарения излишков воды при длительной загрузке и медленном кипячении;
  • замена части раствора кислоты на более концентрированный;
  • Добавление серной кислоты.

Примечание. Существует метод полной замены жидкости путем промывки аккумулятора. Его не следует использовать без крайней необходимости — в процессе слива свинцовые крошки, осевшие на дно батареи, могут попасть между пластинами и вызвать короткое замыкание, что приведет к разрушению банки и непригодности блока питания для дальнейшего использования.

Первый метод требует зарядного устройства с регулируемым вручную током. Процедура выполняется следующим образом:

  1. Определите зарядный ток, взяв 3% от начальной емкости батареи. Пример: батарею емкостью 60 Ач необходимо заряжать током 60 x 0,03 = 1,8 А.
  2. Установите автономный источник питания в положение зарядки и дождитесь появления пузырьков.
  3. Отрегулируйте зарядный ток и измерьте плотность по мере испарения воды. Когда он достигнет нормального уровня, отсоедините «зарядное устройство».
Читайте также:  Как можно слить бензин из бака своего автомобиля?

Как правильно измерить утечку батареи?

Если в процессе кипячения уровень жидкости опустился слишком низко, необходимо купить готовый электролит со стандартной плотностью 1,27 г/см3 и добавить соответствующее количество в банки.

Замена раствора кислоты производится так же, как и добавление дистиллированной воды. Жидкость высасывается из скважины с помощью воздуходувки, а на ее место заливается более густой раствор, купленный в магазине. Имеются коммерческие электролиты со значениями 1,34-1,41 г/см3. Затем проверяется плотность, при необходимости регулируется, и батарея полностью заряжается.

Сложность третьего варианта заключается в отсутствии высококонцентрированного раствора серной кислоты, который практически невозможно найти и купить. Если вам удастся раздобыть этот химикат, добавляйте его в банки небольшими порциями, буквально по 1 см3, используя шприц. Действуйте осторожно и используйте средства индивидуальной защиты, так как серная кислота очень едкая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолюбитель.ру