Как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения?

Во время работы двигатель автомобиля охлаждается антифризом, циркулирующим через водяную рубашку и радиатор. В нормальном режиме работы малый и большой контуры герметично закрыты и находятся под давлением. Однако если в трубы попадет наружный воздух, поток антифриза прекратится, и двигатель перегреется. Чтобы избежать неприятных последствий, связанных с ремонтом генераторной установки, необходимо удалить воздушную пробку из системы охлаждения. В данном руководстве подробно описано, почему это происходит и как правильно их удалить.

Как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения?

Причины завоздушивания

Воздушный пузырек скапливается внутри системы и перемещается по воздуховодам в определенную точку. Когда он достигает высшей точки или сужения, он останавливается и блокирует поток антифриза (золы). Практика показывает, что воздушная пробка чаще всего возникает в большом циркуляционном контуре, включающем главный радиатор. Но может произойти и обратное — например, засориться теплообменник отопителя салона (обычно отопитель).

Как воздух попадает в систему охлаждения двигателя автомобиля:

  • наиболее распространенным случаем является неправильное заполнение охлаждающей жидкостью;
  • вызванные утечкой антифриза из неплотных соединений или неисправных компонентов, например, негерметичного сальника насоса;
  • из-за заклинивания перепускного клапана, встроенного в крышку расширительного бачка.

Основная задача, которую необходимо решить при заправке антифризом, заключается в одновременном удалении воздуха из системы охлаждения. Если операция проводится в спешке и не соблюдаются простые правила, обязательно возникнет воздушная пробка. Поспешное заполнение позволяет воздуху попасть в систему вместе с жидкостью через воронку, а затем собрать ее в единый пузырек.

Важное замечание: Очевидным признаком дроссельной заслонки является критическое повышение температуры охлаждающей жидкости при любых условиях работы двигателя.

Как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения?

Активация электровентилятора зависит от марки и модели автомобиля: если датчик температуры расположен в головке блока цилиндров, принудительный обдув обязательно сработает. Если он расположен в другом месте (на основном радиаторе, на трубе), вентилятор может не включиться из-за того, что датчик находится в застойной зоне.

Читайте также:  Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха

Вы можете спросить: Как воздух проникает через утечки в системе, находящейся под давлением? Алгоритм прост:

  1. По мере нагрева двигателя рассол увеличивается в объеме и вытесняет слой воздуха из расширительного бачка через плунжерный клапан.
  2. Когда двигатель выключается, охлаждающая жидкость остывает и сжимается до первоначального объема, а клапан заставляет воздух вернуться обратно.
  3. По мере охлаждения и сжатия охлаждающей жидкости утечки в компонентах системы становятся источником дополнительного поступления воздуха.

Аналогичным образом, завоздушивание системы охлаждения вызвано засорением перепускного клапана. Аналогичным образом система охлаждения задыхается, если перепускной клапан заблокирован. В результате охлаждения охлаждающей жидкости и усадки антифриза создается вакуум, который не восполняется наружным воздухом. Утечка происходит в самых слабых местах соединений.

Способы удаления воздуха

Если приборная панель показывает постоянную перегрев двигателя (100 градусов и более), для решения проблемы следует предпринять несколько шагов

  • проверьте герметичность соединений, водяного насоса и расширительного бачка;
  • проверьте уровень жидкости в бачке;
  • проверьте исправность работы отопителя кабины;
  • Если датчик температуры находится вне головки блока цилиндров, проверьте работу электровентилятора путем замыкания контактов.

Перед продувкой системы охлаждения устраните все утечки, если они имеются. Негерметичное уплотнение водяного насоса следует заменить (обычно вместе с насосом), подтянуть хомуты шлангов и т.д. Бессмысленно удалять воздушную пробку из негерметичной системы охлаждения.

Как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения?

Проверка датчика нагревателя и вентилятора поможет определить местонахождение воздушного пузыря. Когда температура двигателя достигает критического порога, а отопитель не греет, заглушка находится в малом контуре — в отопителе или во впускных трубопроводах. Если датчик не включает воздуходувку вовремя, пробка находится в зоне, где движение антифриза прекратилось — пузырь находится в большом контуре.

Совет. Нередко термостат отказывается открывать поток антифриза в большом контуре, поскольку не «видит» повышения температуры из-за воздушной пробки. Не совершайте распространенную ошибку и не спешите заменять термостат — сначала попробуйте стравить воздух из системы охлаждения.

Способ первый – продувка

Этот простейший метод требует осторожности со стороны водителя, поскольку выполняется при полностью прогретом двигателе. Процедура выполняется следующим образом:

  1. При необходимости долейте жидкость до минимального уровня и прогрейте привод до рабочей температуры. Осторожно открутите крышку расширительного бачка.
  2. Наденьте перчатки и отсоедините тонкий трубопровод охлаждающей жидкости в самой высокой точке. На инжекторном двигателе это блок подогрева дроссельной заслонки, на карбюраторном двигателе — впускной коллектор или нижняя часть самого карбюратора.
  3. Тщательно протрите горловину бака. Подставьте широкую бутылку под снятый шланг и подуйте в расширительный бачок. Когда из патрубка пойдет чистая вода, наденьте его на фитинг и закрепите хомутом для шланга.

Примечание: На прогретом двигателе медленно открутите крышку расширительного бачка, чтобы выпустить воздух. Если его быстро снять, горячий антифриз выскочит и обожжет руки.

Если на вашем автомобиле установлена термостатическая крышка радиатора, попробуйте удалить через нее воздушную пробку. Откройте обе пробки и подуйте в горловину расширительного бачка.

Читайте также:  Об использовании зимней резины летом

Как избавиться от засора в системе охлаждения?

Способ второй – полная замена

Этот вариант подходит для всех случаев, когда невозможно обнаружить и вытолкнуть пузырь из труб. Суть заключается в том, чтобы полностью слить систему и залить охлаждающую жидкость, соблюдая все правила. Недостатком метода является то, что его трудно применять в дорожных условиях.

Процедура выполняется в следующем порядке:

  1. Слейте антифриз в широкую миску, помещая ее поочередно под крышку блока цилиндров и главного радиатора.
  2. Установите на место все крышки и затяните их.
  3. Ослабьте хомут и снимите шланг дроссельной заслонки или подогревателя карбюратора (самая высокая точка в системе).
  4. Поместите воронку в горловину расширительного бачка и медленно влейте охлаждающую жидкость тонкой струйкой. Воздух будет стравливаться через снятый шланг.
  5. Следите за тем, чтобы охлаждающая жидкость не вытекала из сопла, и наносите ее непосредственно на сопло.

Как избавиться от засора в системе охлаждения?

Не забудьте полностью открыть кран отопителя кабины перед сливом воды из кабины.

После того как шланг подогревателя дроссельной заслонки (или карбюратора) установлен на место и закреплен хомутом, долейте охлаждающую жидкость до полного уровня. Затем проверьте работу системы охлаждения, полностью прогрев двигатель до тех пор, пока не откроется термостат и не включится электровентилятор.

Способ третий – дорожный

Если привод перегревается в дороге, попробуйте удалить воздушную пробку этим способом:

  1. После постановки автомобиля на ручной тормоз поднимите переднюю часть автомобиля домкратом на высоту 0,3-0,4 м.
  2. Медленно открутите крышку бака, запустите двигатель и включите отопитель салона на максимальную настройку.
  3. Засыпайте тонер в бункер тонкой струйкой, пока уровень не достигнет верхней границы. Увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 3000 об/мин и дождитесь полного прогрева.
  4. Сожмите рукой нижний шланг, ведущий к радиатору. Воздух должен выходить через расширительный бачок. Во избежание ожогов используйте перчатки или плотную ткань.
Читайте также:  Как произвести чистку воздушного фильтра автомобиля?

Процедура завершена, когда из резервуара больше не выходит воздух. Попробуйте оставшиеся соединения — они должны быть теплыми. Убедитесь, что выход нагревателя горячий.

Всегда заполняйте бак антифризом, как указано в предыдущем разделе, чтобы не пришлось устранять воздушные пробки. Это лучший способ вытеснить воздух из системы. Своевременно устраняйте утечки, не ездите с бесконечными дозаправками охлаждающей жидкости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолюбитель.ру