Диагностика и устранение течи рулевой рейки

В результате естественного износа сальников и главного вала через 120 000-150 000 км в рулевом механизме появляются течи. К сожалению, многие водители сталкиваются с этой проблемой гораздо раньше. Вопрос в том, можно ли устранить возникший дефект или лучше сразу заменить устройство. Поскольку эта проблема не является редкой, водители должны знать, что делать после ее обнаружения.

Диагностика и ремонт тяги рулевого управления

Признаки и последствия неисправности

Повреждения в виде утечек характерны для рулевых реек, работающих в сочетании с гидравлическим усилителем руля (HST). В корпусе устройства находятся две масляные камеры, оснащенные поршнями, которые помогают перемещать вал под действием давления, оказываемого насосом. Чтобы гидравлическое масло не вытекало наружу, камеры с каждой стороны закрыты уплотнениями, внутри которых перемещается вал. Резиновые сильфоны на внешней стороне торца корпуса закрывают резиновые втулки, через которые проходят концы тяг.

Обратите внимание на рулевую рейку и проверьте ее на наличие утечек:

  • На асфальте, где припаркован автомобиль, появляются масляные пятна;
  • Уровень жидкости в расширительном бачке CPS постепенно снижается;
  • Насос гидроусилителя руля издает грохот или другой шум (в зависимости от марки автомобиля);
  • Рулевое колесо становится тяжелым, как будто усилитель руля перестает помогать водителю поворачивать колеса.

Поскольку корпус стойки представляет собой цельную конструкцию, утечки обнаруживаются только под торцами, которые закрыты пылезащитными крышками. Для их обнаружения достаточно беглого взгляда под машину или под капот.

Последствия утечки гидравлической жидкости на первом этапе не являются фатальными. После обнаружения утечки вы можете продолжить движение, но только до гаража или станции техобслуживания. Продолжение эксплуатации автомобиля без ремонта допускается при двух условиях:

  1. Руль не «тяжелый», а насос гидроусилителя руля работает плавно и бесшумно.
  2. Необходимо всегда доливать жидкость в бачок гидроусилителя руля.
Читайте также:  Туго крутится руль с гидроусилителем и другие неисправности ГУР

Диагностика и ремонт рулевой тяги

Важно! Такое вождение может закончиться плачевно. На стоянке из багажника вытекает больше масла, что приводит к отказу гидравлического насоса при работающем двигателе. Ремонт обоих агрегатов обойдется в два раза дороже.

Причины возникновения протечек

Существует несколько распространенных причин утечек из рулевых механизмов:

  1. Главная из них — езда с порванными резиновыми чехлами. Влага попадает через отверстия и проникает в вал, вызывая коррозию. Ржавая поверхность становится шероховатой и начинает тереться о кромку сальника. Для выхода масла под давлением достаточно малейшего зазора.
  2. Неправильная работа системы гидроусилителя руля. Длительное удержание рулевого колеса в крайнем положении приводит к нарастанию давления в камерах и разрыву сальников. Если водитель повторяет эту ошибку неоднократно, масло неизбежно вытечет из багажника.
  3. Дозировка неподходящего гидравлического масла или другого вещества, повреждающего резиновые уплотнения.
  4. Длительное использование без замены жидкости, в которой скопились грязь и стружка. В этом случае уплотнение сальника протекает из-за истирания.
  5. Критический износ в местах соединения наконечника рулевой тяги с валом. Из-за неплотного соединения воздух и влага могут попасть под пылесос, вызывая коррозию. Далее процесс протекает так, как описано в первом пункте.

Ремонт рулевого механизма возможен, стоимость зависит от степени износа. В некоторых особо запущенных ситуациях устройство не подлежит ремонту.

Варианты решения проблемы

Прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо проникнуть внутрь узла и изучить степень износа деталей. Что делать, если вы обнаружили утечку масла из багажника:

  1. Установите автомобиль на испытательный стенд, затяните ручной тормоз и снимите передние колеса с установленными стопорными шайбами.
  2. С помощью съемника выжмите шаровые пальцы рулевых тяг из кронштейнов поворотных кулаков. Предварительно ослабьте гайки шаровых шарниров.
  3. Удалите все компоненты, которые могут помешать демонтажу стойки. На большинстве автомобилей снимите аккумулятор, воздушный фильтр и бак абсорбера.
  4. Поверните рулевое колесо до упора наружу, чтобы оно было заблокировано механическим противоугонным замком. Снимите крепление рулевого вала к рулевому механизму.
  5. Слейте жидкость из рулевого механизма и отсоедините трубопроводы жидкости от агрегата.
  6. Открутите рулевую тягу и снимите ее с автомобиля. На некоторых моделях он крепится к кузову, на других — к подрамнику.
Читайте также:  Как восстановить ПТС на автомобиль и что для этого нужно?

Диагностика и устранение утечек рулевой тяги

Внимание. Опытный механик способен выполнить ремонт без снятия блока с автомобиля. Однако если вы решаете проблему самостоятельно, лучше снять стойку. Таким образом, его легче разобрать и заменить изношенные детали.

Чтобы добраться до сальников, необходимо снять резиновые крышки, которые крепятся стопорными кольцами или металлическими хомутами. После этого становятся очевидными причины утечек в рулевой рейке. Какие действия предпринять, зависит от состояния внутренних деталей:

  1. Вам повезло, если на валу нет признаков ржавчины, видна только течь. Просто замените сальники, обе части.
  2. Проржавевший вал придется демонтировать. Небольшие пятна ржавчины удаляются путем рассверливания и шлифования на токарном станке, а сальники устанавливаются с новым валом, подобранным под новый внутренний диаметр.
  3. Если вал слишком заржавел, лучше заменить его новым, так как это надежнее и дешевле в долгосрочной перспективе.
  4. Полная замена звездочек производится при критическом износе шестерен, который проявляется в виде дребезжания при движении. Точный диагноз ставится при демонтаже устройства.

Чтобы снять вал, открутите крышки (если они установлены) и регулировочную прокладку шестерни, предварительно отметив их положение. Затем снимаются оба вала — приводной и вал-шестерня. Наконец, полимерные втулки и сальники (удерживаемые стопорными кольцами) аккуратно выбиваются. По окончании работы корпус тщательно промывается.

Совет. Перед выбором метода ремонта покажите разобранный узел мастеру-механику. Он определит степень износа вала и посоветует, как лучше поступить в вашей конкретной ситуации.

Если вы решили выполнить весь ремонт своими руками, то лучше выбрать вариант 3 — просто заменить вал и уплотнения. Оригинальные запасные части прослужат не менее 100 000 км при условии своевременной замены поврежденных резиновых чехлов.

Вариант с рассверливанием и шлифованием менее надежен — работу выполняют люди и не всегда качественно. После небрежной обработки поверхность вала останется шероховатой и сразу же начнет истирать только что установленные сальники. Через 20-40 000 км пробега багажник может снова стать негерметичным.

Читайте также:  Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Установите блок на место и соберите автомобиль в обратном порядке. Обратите особое внимание на заполнение системы гидравлической жидкостью, которую также следует заменить. В нем не должно быть воздушных карманов. После проверки работы обратитесь в мастерскую для регулировки углов развала передних колес.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолюбитель.ру